Ошибки,возникаемые при дрессировке собак.Ошибки дрессировщика.

Ошибки дрессировщика

Ошибки дрессировщика

Ошибки — это неправильные действия дрессировщика или его помощника, в результате чего у собаки образуются нежелательные

условные рефлексы, затрудняющие дальнейшую подготовку и использование собак в повседневной жизни, что иногда приводит к

порче собак. Ошибки присущи в основном начинающим дрес­сировщикам, но возможны и у опытных. Основные причины ошибок —

слабое знание дрессировщиком теоретических поло­жений, невнимательное отношение к работе с собакой, отсутствие постоянного

анализа своих действий.

Ошибки легче предупредить, чем исправлять и устранять их последствия.
Ошибки бывают техническимии методическими. К техническим относятся ошибки в применении условных и безусловных раздражителей в сочетаниях, упражнениях, особенно при пользовании механическими раздражителями (воздействие поводком, нажимы рукой) и лакомством. К методическим — ошибкам, допускаемым дрессировщиком, при подборе отдельных безусловных

раздражителей, последовательности усложнения каждого приема, условий окружающей среды с учетом индивидуальных особенностей каждой собаки.

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ ДРЕССИРОВЩИКОМ

Субъективное понимание поведения собаки. Эта грубейшая ошибка, к сожалению, встречается у многих дрессировщиков, особенно у недостаточно подготовленных теоретически, слабо знающих физиологические основы поведения и дрессировки собак. Они очеловечивают собаку, обращаются с ней, как с существом, которое понимает человеческую речь, способно мыслить, сознательно действовать, руководствуясь желанием или нежеланием, представлениями и впечатлениями. Это приводит к тому, что дрессировщик нарушает методику выработки условных рефлексов и предъявляет к собаке непосильные требования, приводящие к срывам и неврозам.

У некоторых начинающих дрессировщиков очеловечивание собаки проявляется в искажении команды. Например, вместо стандартной команды «Ко мне» они произносят «Иди сюда». Некоторые дрессировщики, еще не выработав у собаки условного рефлекса, подают команды, подкрепив их жестами, и ждут ответной реакции. Собаки, естественно, не выполняют нужных действий и не реагируют на их слова. Нельзя забывать, что даже самое сложное поведение собаки — суть условные рефлексы, которые образуются при определенных условиях воздействия условного и безусловного раздражителей.

Например, две собаки набрасываются друг на друга. Тогда молодые дрессировщики растаскивают их в стороны и начинают наказывать,  думая,  что собаки знают,  за  что  их  наказывают. Бывает, что собака во время выгуливания погналась за кошкой, дрессировщик подзывает собаку по команде «Ко мне», наказывает ударом поводка или хлыста. В первом случае наказание ведет к нарушению контакта дрессировщика с собакой, но не заглушает агрессивности собак друг к другу. Во втором — удары поводком или хлыстом вступают в связь не с броском собаки за кошкой, а с командой «Ко мне». Команда «Ко мне» и вид поводка в  руках дрессировщика подкрепляются  безусловным болевым   воздействием.   У   собаки   образуется   неправильный рефлекс на команду «Ко мне» и нежелательная связь на поводок — на эти сигналы собака будет убегать от дрессировщика.

Причиной очеловечивания поведения собаки является непонимание  различий  в  высшей  нервной  деятельности  человека  и собаки.  Это различие,  как, указывает академик  И.  П.  Павлов, заключается в том, что, собака обладает только первой сигнальной  системой,  а  человек,  кроме  первой  сигнальной  системы имеет еще и вторую, связанную с речью и мышлением, т. е. смысловым значением слов.

Дрессировка без учета индивидуальных особенностей собаки. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие индивидуального подхода к собаке. Она обнаруживается при проверке степени подготовленности собак в конце первого и начале второго периодов. При анализе причин большого количества низкой подготовленности собак нередко выявляется, что дрессировка

велась без учета индивидуальных особенностей каждой собаки, шаблонно, по общей методике. Подтверждением этой ошибки является тот факт, что отставание в курсе дрессировки наблю­дается у собак холерического и флегматического типов, с преобладанием пассивно-оборонительной, ориентировочной и пищевой реакций поведения. Особенно низкие результаты наблюдаются

у молодых собак, не прошедших курс воспитательной дрессировки в подготовительном периоде.

Отсутствие последовательности в отработке приемов дрессировки и ввода усложнений. В подготовке собак часто наблю­дается стремление вырабатывать побольше навыков в короткий срок или перейти поскорее к специальной дрессировке, не отработав приемов общей дрессировки. Спешка приводит к тому, что условные рефлексы не закрепляются до навыков, а выработка отдельных

навыков производится небрежно, без последовательного ввода и отработки усложнений. У таких собак не вырабатываются стойкие условные рефлексы на команды и жесты, дрессировщик не в состоянии управлять собакой в сложной обстановке. Например,собака, приученная к работе по запаховым следам в облегченных условиях, не способна проработать след даже при введении

одного усложнения. Приучение собаки к работе в сложных условиях достигается постепенным введением усложнений. При работе собаки по чутью усложнять обстановку надо терпеливо, осторожно и продуманно. Так, при проработке запахового следа человека на каждом очередном занятии вводится только одно усложнение. Комплексная отработка усложнений допустима лишь при отработке всех усложнений, введенных на предыдущих занятиях.

Передрессировка возникает   в   результате   переутомления нервной системы собаки от частого и длительного повторения одних и тех же упражнений. Эта ошибка типична для малоопытных дрессировщиков, которые стремятся скорее усовершенствовать

служебные   качества   собаки   и   не   заботятся   о   конкретном I режиме упражнений при отработке каждого навыка. Для предотвращения ошибок надо четко планировать занятия, упражнения отрабатывать в определенном режиме, сохраняя у собаки заинтересованность и активность в работе.

Передрессировка собаки возможна при отработке любого приёма, но чаще всего на занятиях по преодолению препятствий, при апортировке, выборке вещей, развитии злобы и задержании убегающего помощника. Если собака отказывается от работы в результате передрессировки, надо сделать перерыв в отработке данного приема на 1—2 недели.

Неправильное применение сочетания раздражителей относится к наиболее частым ошибкам, причина которых — слабое знание теории дрессировки и техники выполнения упражнений. Если начинающий дрессировщик плохо усвоил методику выработки условных

рефлексов, то его ошибки проявляются в неправильном сочетании условных и безусловных раздражителей. Методика выработки условных рефлексов определяет правила дрессировки собак, которыми обязаны руководствоваться все дрессировщики при выполнении любых приемов. В дрессировке обязательно применение условного сигнала перед воздействием безусловным

раздражителем. Нарушение этого правила можно наблюдать при выработке у собаки условного рефлекса на команду «Рядом».

Начинающий дрессировщик часто эту команду подает после рывка поводком, поэтому условный рефлекс не образуется.

Некоторые дрессировщики допускают большой интервал по времени между условным и безусловным раздражителями. Например, при выработке условного рефлекса на команду «Сидеть» несвоевременное подкрепление безусловным воздействием на область поясницы вызывает у собаки и запоздалую ответную реакцию. У собаки образуется отставленный условный рефлекс: собака садится не

сразу, а только через некоторое время после подачи команды. Частой ошибкой является многократное повторение одной и той же команды перед подкреплением безусловным раздражителем. В результате таких повторов сочетаний образуется запаздывающий условный рефлекс, проявляющийся только после неоднократных команд.

Одной из частых ошибок является неправильная интонация голоса при подаче команд: всегда одинаково или в угрожающем тоне

без учета индивидуальных особенностей собаки и выполняемых ею действий. Интонация подаваемой команды должна соответствовать предстоящему воздействию безусловным раздражителем.

Команду «Фу» как сигнал запрещения целесообразно подавать, при попытках схватить пищу, даваемую посторонним человеком или лежащую на земле, при набрасывании собаки на проходящих людей, животных, а также в ряде других случаев, когда собака совершает ненужные действия. В этих случаях команда подается с угрожающей интонацией и подкрепляется сильным тормозным безусловным раздражителем (рывок поводком, удар хлыстом или прутом). Во всех других случаях команда «Фу» должна произноситься с различной интонацией в зависимости от назначения приема и поведения собаки.

Ошибка   в   даче   лакомства   может   быть   методической   и технической. Например, пользование лакомством только в начале занятия  приводит к тому,  что собака в  первой  части занятия активна, а в конце — снижает активность или совсем

прекращает работу.  Поэтому  лакомство  надо давать  по  мере  надобности в  ходе всего занятия для  поддержания активности собаки на протяжении многочасовой работы. Бывают случаи, когда лаком­ство дается  просто  так,  как  пища для  кормления.  Тогда  оно теряет  свое  поощряющее  и  стимулирующее  воздействие.   На дрессировке сильно отражается и

нерегулярная дача лакомства в   первоначальный   период   выработки   условных   рефлексов   и укреплении   их   до   навыков.   Лакомство   должно   даваться   по определенной    системе,    небольшими    кусочками    одинаковых размеров за правильное выполнение нужного действия. В последующих   упражнениях   лакомство   дается   реже,   заменяется

поглаживанием и поощрительным словом «Хорошо».

Неправильное пользование поводком. Поводок—важное средство воздействия на собаку. Поэтому дрессировка собак за­висит и от умения дрессировщика пользоваться поводком. В пер­вый период дрессировки часто допускаются ошибки: рывки по­водком во время выгуливания собаки, при проработке следа и выработке выдержки, выборке вещей, обыске местности; выгуливание собаки

на коротком поводке и отработка «хождения рядом» на длинном. Не следует пускать собаку на преодоление препятствий с поводком, так как он мешает свободному движению, тормозит работу.

Иногда дрессировщики посылают собаку на выборку вещи с поводком, свисающим до земли. Это приводит к тому, что поводок сбивает вещи в кучу, происходит наслоение запахов, что затрудняет работу собаки. Незначительное движение дрессировщика поводком в момент выборки вещи может стать сигналом для поднятия вещи без обнюхивания. Поэтому собаку на выборку вещи следует посылать без поводка.

Молодые дрессировщики часто неумело пользуются длинным поводком при управлении  поведением собаки: держат его не в  той

руке,   наступают  на  него,  что  приводит  к рывкам.   Это можно наблюдать при работе по следу, особенно на неровной и  закрытой  местности:   поводок  цепляется  за деревья,  кусты, камни,  в  результате  резко  снижается  темп  движения,  собака быстро утомляется, снижается ее заинтересованность в работе, а иногда она  вообще отказывается от работы.

Следовательно, собака должна быть приучена к работе по следу без поводка. В   лесистой    местности    управлять   собакой  надо    голосом    и жестами. Если собака увеличивает темп движения и уходит от дрессировщика,  то ее следует взять  на поводок и замедлить движение. Систематическое придержевание собаки поводком на углах или перед вещами приводит к тому,

что у нее вырабаты­вается нежелательная связь на поводок, поэтому в этих случаях дрессировщик  должен  управлять  собакой  с  помощью  других сигналов.

Ошибки при тренировке собак. Ошибки, допускаемые при дрессировке, часто дублируют и при тренировке, что в конкрет­ном итоге снижает их рабочие качества.

Наиболее частые ошибки при тренировке:

- однообразие условий и упрощенность   обстановки;

- отсутствие   временных   сдвигов    и   смены местности;

- прокладка следов одним и тем же помощником на одинаковые расстояния;

- проработка следов одинаковой давности и по известным условиям;

- недоверие собаке и неуверенность дрессировщика;

- несоблюдение     последовательности  ввода усложнений.


Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 feed. Вы можете добавить комментарий, или trackback вашему сайту.
Добавьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>