Методы обучения собаки следовой работе

шпицыДля обучения собаки работе по следу можно использовать несколько методов.На практике метод выбирается исходя из преобладающих потребностей каждой конкретной собаки.Возможно сочетание нескольких методов.

Методы обучения собаки следовой работе:

1.Использование социальной потребности собаки(потребности в хозяине).

 В данном случае подразумевается потребность собаки в хозяине, как в лидере, вожаке или члене стаи. Этот способ особенно хорош для щенков 3-6-и месячного возраста и для отработки навыка движения по следу и в качестве способа приучения собаки ориентироваться по обонятельному анализатору. Вот как описывает применение этого способа И.И. Шидловский (Собака-ищейка и розыск с ней, Из-ние Леоблохотсоюза, Ленинград, 1931): "Сделать это просто, стоит только вам, выведя собаку а какое-либо пустынное место, обязательно с кустами, ямами и проч., освободить ее от привязи для того, чтобы она могла побегать на свободе и при удалении ее на несколько десятков шагов, незаметно для собаки самому спрятаться, так, чтобы можно было одновременно за ней наблюдать. Собака быстро оглянется за хозяином и, не найдя его глазами, станет метаться вначале из стороны в сторону, а затем, прибежав на то место, где вы стояли, наверное припадет носом к земле, пробуя вас розыскать при помощи своего чутья. Собаку, выражающую радость при отыскании хозяина, следует хорошо обласкать и похвалить. Такие опыты должно повторять во время воспитательных упражнений как можно чаще, прячась как можно далее и лучше, дабы усложнять ей этот первоначальный розыск." Этот же способ можно применять используя помощника. При этом помощник фиксирует собаку на поводке, а владелец собаки отходит, прокладывая след, в конце которого прячется. Желательно сразу исчезать из поля зрения собаки, используя для этого угол здания, кусты или естественные ложбины. Если собаку не беспокоит уход владельца, последний может периодически подзывать ее, называя кличку. Задачей помощника является сдерживание собаки, с целью предотвращения закрепления хаотичного поиска и привлечение ее внимания к запаховому следу. Когда описанные этапы будут достаточно хорошо освоены собакой, владелец должен предпринять попытку проработать след вместе с собакой, используя другие способы, например, игровой потребности.

2.Использование игровой потребности.

Этот метод заключается в том, что в процессе игры, например, с игрушкой, у собаки создается сильное желание (мотивация) обладать игрушкой или продолжить игру с ней. Удовлетворить же потребность в игре предлагается только одним способом - найти игрушку, пользуясь обонятельным анализатором, по следу владельца. Такой способ, конечно, применим только для собак страстно любящих играть или имеющих какую-нибудь одну, ну очень любимую игрушку. Однако игровая потребность легко развивается и закрепляется в процессе выращивания и воспитания щенка. Не упустите такую возможность и вы получите один из лучших способов заинтересовать собаку в следовой работе. Можно попробовать разыграть и взрослую собаку. И только удостоверившись, что ваша собака готова променять сахарную кость на игру с вами, можно приступать к отработке навыка работы по следу. Например, так как это описывает И.И. Шидловский: "Возьмите щенка на привязь и ступайте с ним лучше всего за город на какое-нибудь поле, а если это невозможно, то найдите какой-нибудь пустырь, где и проводите эти занятия. Заставив предварительно раза 2-3 принести вам этот предмет, прикажите собаке ждать на месте, а сами, играя предметом, отходите от щенка пятясь, чтобы не терять его из виду. Остановитесь на расстоянии метров десяти, подбросьте игрушку еще раз повыше и, когда упадет, быстро возвратитесь к щенку. Направление ваше с игрушкой должно быть обязательно вначале против ветра и обратный путь по тому же следу. Подайте команду "апорт" с присоединением "ищи". Со временем вы первую откиньте. Через некоторое время вы прекратите отходить от ожидающего щенка задом, потом прекратите подбрасывать игрушку кверху, начните прокладывать свой путь при боковом ветре и, наконец по ветру, при чем также его удлиняйте, дойдя до 200 метров. При прокладывании этих следов обращайте внимание, чтобы ваш обратный след не пересекал бы первого, а равно и считаясь с направлением ветра, чтобы он не был по нему уловлен. Нигде не прилагайте столько усилий для того, чтобы поддерживать у собаки интерес к занятиям как в этих последних упражнениях, так как без любви к розыску из собаки никогда не выйдет даже средней ищейки." После того, как собака найдет спрятанный предмет, необходимо не просто поощрить собаку пищей, оглаживанием или использованием ласковой интонации, необходимо поиграть с собакой найденным предметом. По мере формирования навыка работы по следу продолжительность игры с найденными промежуточными предметами постепенно сокращают, сохраняя продолжительность игры при обнаружении финального предмета. Приблизительно на этом же уровне формирования навыка начинают вводить фиксирующие перед предметами команды.

3.Использование пищевой потребности 

Этот способ применяется для подросших и взрослых собак, имеющих слабовыраженные игровую и социальную потребности. Его, например, описывают авторы книги "Дрессировка служебных собак" (Алма-Ата, Кайнар, 1987) Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин: "Дрессировщик привязывает собаку к дереву и ставит перед ней кормушку с пищей с таким расчетом, чтобы она могла дотянуться до корма. Как только собака начнет есть, владелец забирает и уносит кормушку. Через 300-350 м он ставит кормушку за естественное укрытие. Возвращается назад к собаке и пускает ее по следу. Когда собака найдет кормушку, занятие повторяют. После проработки второго следа собаке дают возможность доесть корм до конца". Вместо миски с кормом можно использовать большую мясную кость или любую другую пищу, особенно привлекательную для собаки. После того как собака уверенно начнет прорабатывать след, на трассу выкладывают предметы и вводят фиксирующие команды. Когда и этот этап будет пройден, миску с кормом или кость уже не выкладывают на окончании следа, а ограничиваются скармливанием собаке 1-2 горстей пищевой подкормки. Миску с кормом собаке предлагают после проработки второго следа. Еще через 3-4 занятия собаку кормят из миски по возвращению домой или в вольер.

4.Использование навыка аппортировки

 Если у собаки хорошо отработан навык аппортировки будет несложным применение и такого способа: Привяжите собаку покажите ей предмет и проложите след в конце которого слегка замаскируйте аппортировочный предмет. Вернитесь к собаке и командами: "ИЩИ!" (или "НЮХАЙ!"), "АППОРТ!" предложите ей отыскать вещь, но только по запаховому следу. Как можно больше хвалите собаку при обнаружении предмета. Можно применить вариант поиска потерянной вещи по следу. Отпустите собаку гулять без поводка, незаметно для нее, положите вещь на землю и укороченным шагом отходите от вещи для начала метров на 10-20. Трава под вашими ногами должна быть только примята, но не повреждена, иначе собака в будущем будет ориентироваться на запах травы. Подзовите собаку и сделайте вид, что обеспокоены потерей, не стесняйтесь восклицать перед собакой огорченным тоном. Возвращайтесь по своему следу повторяя команды "НЮХАЙ!", можно добавлять команду "АППОРТ!". Пир отходе собаки в стороны помогайте ей голосовой командой и направляющим жестом найти правильное направление. Многие собаки скоро начинают понимать, что кратчайший путь к утерянной вещи, возвращение по следу хозяина. Если этого не произошло, воспользуйтесь следующим вариантом. После "потери" предмета подзовите собаку и возьмите ее на поводок. Наклонитесь и, похлопывая рукой по примятой траве вашего следа, подайте команду "НЮХАЙ!". Обычно собака заинтересовывается таким интригующим поведением, но может не начать движения. Помогите ей, двигайтесь вместе с ней, привлекая время от времени внимание собаки к следу. В начале собака будет то и дело терять след, отвлекаться, пытаться найти предмет более легким по ее мнению путем, в таком случае, подавая команду, легкими рывками поводка возвращайте собаку на след. Со временем помощь собаке следует уменьшать, иначе она будет постоянно ожидать подсказки.

УСИЛИТЕЛИ СЛЕДА. "Усилители следа" - продукты питания или вещества, обладающие привлекательным запахом для собак - применяются для того, чтобы вызвать заинтересованность собаки в работе и длительное время сохранять ее внимание к запаховому следу. С помощью "усилителей следа" легко научить собаку ориентироваться по обонятельному анализатору, обнюхивая землю в поисках следа. "Усилители следа" раскладывают строго по следу человека и принцип их действия заключается в том, что привлекая внимание и вынуждая принюхиваться, они способствуют восприятию и запаховых веществ человека, то есть заставляют собаку работать по "смешанному запаху". По мере отработки навыка запах человека также приобретает сигнальную функцию, ранее свойственную только "усилителю запаха". На этом этапе количество "усилителя следа" снижают, постепенно сводя на нет, но одновременно вводят другие виды подкрепления. Особенно это важно если в качестве "усилителя следа" используются пищевые продукты. "Усилители следа", в виде следов крови животных, издавна использовались при натаске охотничьих собак. На это ссылаются и Ф.С. Арасланов, А.А. Алексеев, В.И. Шигорин ("Дрессировка служебных собак" Алма-Ата, Кайнар, 1987): "Учитывая активную реакцию собаки на запахи животного происхождения, целесообразно использовать пахучие приманки - тампоны с запахом крови. Пахучие приманки (10-15 штук) раскладывают вдоль намеченного маршрута движения дрессировщика с собакой на удалении 15-40 метров от тропы. Количество приманок на каждом занятии меняется. При движении по тропе собака находится на удлиненном поводке. За каждую обнаруженную пахучую приманку собаку поощряют поглаживанием и лакомством". И далее: "Активизировать принюхивание собаки к запаховому следу на первых занятиях можно усилителями запаха: вареное мясо кладут в специальные мешочки, которые привязывают к обуви между каблуком и подметкой. На последующих занятиях усилители запаха привязывают к обуви одной ноги, а затем периодически через 20-50 м. После 3-5 занятий усилители можно не применять". В 1986 году специалистами-кинологами Казанского УВД В.Сергеевым и И. Деткиным была предложена эффективная детально разработанная методика с использованием "усилителя следа" - кусочков сырого мяса и, одновременно, пищевой потребности. По данным авторов эту методику можно использовать для подготовки щенков с 5-7- месячного возраста. При этом желательно, чтобы щенок получал пищу только на занятии - 1-1,5 кг мелконарезанного мяса (2-3 занятия в день, по 0,5 кг на одно занятие). Описание методики приводится по книге О.И. Ульяновой "Воспитание щенка немецкой овчарки" (Нижний Новгород, "Флокс", 1992):

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 feed. Вы можете добавить комментарий, или trackback вашему сайту.
Добавьте комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>