-–убрики

 -¬сегда под рукой

Ѕорьба с гневом

¬оскресенье, 09 ћарта 2014 г. 23:41 + в цитатник

»сточник

јвтор: ѕреподобный »оанн Ћествичник
 
√нев есть припоминание сокровенной ненависти, т. е. пам€тозлоби€. «√нев» есть желание сделать зло огорчившему. «¬спыльчивость» (острожелчие) есть мгновенное возгорение сердца. «ќгорчение» есть непри€тное (досадное) чувство, заседшее в душе. «ярость» есть низвращение благонастроени€ и осрамление души. 
 
Ќекоторые, будучи склонны к раздражительности и гневу, не обращают на то внимани€ и не пекутс€ об уврачевании сей страсти, не помышл€€ о том, что сказал ѕремудрый: «устремление €рости его падение ему» (—ир.1:22). 
 
√нев, подобно быстрому движению жернова, в одно мгновение может истереть и уничтожить душевной пшеницы и плода – больше, нежели что другое в целый день. ѕосему тщательно надлежит внимать себе. ќн, как плам€, раздуваемое сильным ветром, скорее нежели медленный огонь, попал€ет и губит душевную ниву. 
 
Ѕезгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных есть непомерное желание похвал. Ѕезгневие есть победа над естеством, приобретаема€ трудами и потами, при нечувствительности к оскорблени€м. 
 
 ротость есть неподвижное устроение души, пребывающее одинаковым при бесчести€х и похвалах. 
 
Ќачало безгневи€ есть молчание уст при возмущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – незыблема€ тишина при дыхании ветров нечистых. 
 
 ак вода, непрерывно возливаема€ на огонь, угашает его совершенно, так и слезы истинного плача обыкновенно угашают вс€кий плам€ гнева и серчани€. 
 
 ак с по€влением света удал€етс€ тьма, так от благоухани€ смирени€ исчезает вс€кое огорчение и гнев.    
 
 
Ќичто так не есть неуместно дл€ кающихс€, как раздражительный гнев; потому что обращение к Ѕогу требует великого смирени€; а раздражительность есть знак высокого о себе мнени€. 
 
≈сли предел крайней кротости есть, и в присутствии раздражающего, мирно и любовно в сердце быть к нему расположенным; то без сомнени€ предел крайней гневливости есть, когда кто наход€сь один сам с собою, свирепую ведет брань и борьбу с оскорбившим его, показыва€ это словами и телодвижени€ми. 
 
≈сли ƒух —в€той есть мир души, а гнев есть см€тение сердца, то ничто не полагает такой преграды пребыванию ≈го в нас, как раздражительный гнев. 
 
ћолчание уст – начальное орудие против гнева; но можно, под покровом молчани€, скрывать пам€тозлобие. » это хуже; лучше уже высказатьс€, хоть и в гневе. »ной в гневе не принимает пищи, – и тем более углубл€ет страсть сию; а иной много ест: – и от этого приходит в бешенство, – умеренное же утешение нередко подавало помощь к утолению €рости. ѕотому борьба с сею страстью требует большой осмотрительности. » ей, как змию плотской похоти, содействует естество. 
 
»ногда умеренное сладкопение успешно разгон€ет раздражение; а иногда, будучи безмерно и неблаговременно, оно содействует сластолюбию. ѕочему сим пособием надобно пользоватьс€, разумно установл€€ дл€ него и меру и врем€. 
 
√невливым полезнее жить в братстве, а похотливым лучше проходить безмолвное житие, как врачевство против блуда и смрадной нечистоты. —траждущим же тою и другою болезнью надо отдать себ€ в руки отца руководител€, чтоб он иногда держал их в безмолвии, а иногда вводил в подвиги общежительного послушани€. 
 
Ѕольшой вред – возмущать око сердца раздражением, по слову сказавшего: «см€тес€ от €рости око мое» (ѕс.6:8); но еще больший – словами изъ€вл€ть душевное волнение гнева; пускать же в дело при этом и руки – совсем противно и чуждо житию монашескому, – јнгельскому и Ѕожественному. 
 
ѕрисмотримс€, – и увидим, что многие из гневливых усердно держат бдение, пост, безмолвие, – и враг не мешает им в этом; ибо он умеет и под подвигами пока€ни€ и плача уготовл€ть материалы к питанию и возращению сей страсти. 
 
Ќачало блаженного незлоби€ – терпеливо переносить бесчести€, не смотр€ на горечь и боль души, средина – держать во врем€ их сердце бесскорбным и беспечальным, совершенство же, если оно бывает, – вмен€ть их себе в похвалу. 
 
»ное дело безгневие в новоначальных, происход€щее от 
пока€нного плача, а иное – неподвижность на гнев, бывающа€ в совершенных. ¬ первых гнев св€зан слезами, как некоей уздою, а в последних этот змий умерщвлен мечем бесстрасти€. 
 
¬идел € троих, вместе потерпевших бесчестие, монахов. ќдин из них почувствовал оскорбление, но смолчал; другой порадовалс€ за себ€, но опечалилс€ за поносившего; третий же, напечатлевши в уме вред ближнего, гор€чие пролил о нем слезы. “ут видны делатели страха, мздовозда€ни€ и любви. 
 
ѕам€тозлобие есть последний предел гнева, хранение в пам€ти грехов (против нас ближнего), отвращение от образа оправдани€ (Ѕогом определенного: прости и прощено будет), – сгубление всех прежних добродетелей, €д душегубный, грызущий сердце червь, стыд молитьс€ (как скажешь: остави, €коже и мы?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло. 
 
 
”кротивший гнев пресек зарождение и пам€тозлоби€; ибо чадородие бывает только от живого отца. 
 
—т€жавший любовь стал чужд вражды; а держащий вражду множит в себе не знающие поко€ труды. 
 
ѕам€тозлобству€ пам€тозлобствуй на демонов, и вражду€ враждуй на тело свое всегда. ѕлоть – друг неблагодарный и коварный; когда угождают ей, она еще более вредит. 
 
«лопам€тство – кривой толковник ѕисани€, иносказательно обращающий словеса ƒуха в угоду себе. Ќо да посрамит его данна€ нам √осподом »исусом молитва, которой не можем мы произносить, име€ злопам€тство в сердце. 
 
≈сли, много потрудившись над собою, не возможешь ты исторгнуть сей остен из сердца своего, – поди смирись пока€нно пред тем, на коего враждуешь, хоть на словах; и, устыд€сь долгого своего пред ним лицемери€, воспримешь его в любовь свою, у€звл€ем будучи совестью за то, как огнем. 
 
Ќе тогда признай себ€ избавившимс€ от сей €звы, когда помолишьс€ об оскорбившем, или воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу; но, когда, услышав, что он подвергс€ какому либо душевному или телесному злоключению, возболезнуешь и восплачешь о нем, как о себе самом. 
 
ѕам€ть страданий √оспода »исуса уврачует пам€тозлобие, – сильно постыженное ≈го незлобием. 
 
Ќекоторые дл€ получени€ прощени€ предают себ€ на труды и поты, но незлопам€тный опережает их. »бо истинно слово: если скоро «отпустите, и вам» щедро «отпуститс€» (Ћк.6:37). 
 
Ќепам€тование зла есть знак истинного пока€ни€; а кто, помн€ зло, думает что проходит пока€ние, тот похож на человека, во сне представл€ющего себ€ бегущим. 
 
¬идел € злопам€тных, которые, другим злопам€тным подава€ совет не быть злопам€тными, устыдились собственных своих слов и отстали от сей страсти. 
 
ќт ненависти и пам€тозлоби€ рождаетс€ злословие, – тонкий недуг, скрытна€ пь€вка, высасывающа€ кровь любви. 
 
»ной прикрывает злословие любовью, желанием исправить. Ќо если ты любишь ближнего, то не обхаивай его, а молись о нем. “акой только образ действовани€ при€тен √осподу. 
 
 то хочет избавитьс€ от духа осуждени€, тот пусть обращает укор не на падающего, а на подущающего беса. »бо никто не желает грешить против Ѕога, хот€ вс€кий свободен от насиловани€ (т. е. грешит сам). 
 
ќдин из самых кратких путей к получению прощени€ грехов состоит в том, чтобы никого не осуждать; ибо сказано: «не судите и не суд€т вам» (Ћк.6:37). 
 
 ак огонь противен воде, так кающемус€ несвойственно судить других. ≈сли бы ты увидел кого-нибудь согрешающим даже при исходе души из тела, – и тогда не осуждай его, ибо суд Ѕожий сокрыт от людей. »ные €вно падали великим падением, тайно же совершали еще большие добрые дела; и любители пересудов впали в ошибку, вид€ дым, и не усматрива€ за ним солнца. 
 
ќпытом дознано, что за какие грехи, телесные или душевные, – осудим ближнего, в те сами впадем. 
 
—корые и строгие ист€затели прегрешений ближнего потому сею страстью негодуют, что не имеют совершенной и посто€нной пам€ти и печали о своих собственных согрешени€х. »бо если кто, без покрывала самолюби€, верно взгл€нет на свои злые дела, то не будет уже заботитьс€ ни о чем другом, кроме их, справедливо рассужда€, что и на оплакивание себ€ самого не достанет ему времени всей своей жизни, хот€ бы прожил сто лет, и хот€ бы видел из очей своих изливающимс€ целый »ордан. 
 
Ѕесы, убийцы душ, побуждают нас или согрешить, или, если не грешим, осуждать грешащих, чтоб чрез то осквернить нас, – и не грешащих. 
 
«най, что в духе непри€зни порицать с удовольствием учение, дела и добродетели ближнего есть признак людей злопам€тных и завистливых. 
 
¬идал € людей, тайно совершающих т€жкие прегрешени€, только не оглашающиес€, которые в мнении о своей чистоте безжалостно нападали на впадавших в грехи, хот€ легкие, но огласившиес€. 
 
—удить – есть бесстыдное похищение сана Ѕожи€; а осуждать есть погубление души своей. 
 
 ак возношение и без вс€кой другой страсти может погубить человека, так и осуждение само по себе одно может нас совершенно погубить. “ак ‘арисей оный за это осужден был. 
 
¬стретились друг с другом гневливый и лицемер; и в беседе их невозможно было найти ни одного слова правды. «агл€нув в сердце первого, найдешь неистовство; а рассмотрев душу второго, увидишь лукавство. 
 
 ак ветры взволновывают бездну, так €рость больше всех страстей возмущает ум. 
 

 

(»споведь сей страсти). —кажи нам безумна€ и постыдна€ страсть, как зоветс€ породивший теб€ отец, и как им€ зле родившей теб€ матери, также, какие имена скверных твоих сынов и дщерей; и не это одно, но и то, кто суть борющиес€ с тобою, и кто – убивающие теб€? – «ћатерей у мен€ много, и отец не один. ћатери мои суть: тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, а иногда и блуд; отец же мой главно – гордость. ƒщери мои суть: пам€тозлобие, ненависть, вражда, самооправдание. —оперники мои суть противоположные дщер€м моим добродетели – безгневие и кротость; наветница же мо€ смиренномудрие».
 
 

—ери€ сообщений "І ”краина":
„асть 1 -  ак выжить в гражданской войне
„асть 2 - Ѕоль...
...
„асть 15 - »зраильский разведчик о расколе ”краины и возможной войне
„асть 16 - я не стану больше молчать!!!
„асть 17 - Ѕорьба с гневом
„асть 18 - ѕо следам ќЅ–јў≈Ќ»я_новое продолжение
„асть 19 - Ђ—пасибо Ђ≈вромайдануї за  рымї
...
„асть 22 - «а€влени€ дл€ прессы и ответы на вопросы журналистов по итогам встречи с ѕрезидентом Ўвейцарии, действующим председателем ќЅ—≈ ƒидье Ѕуркхальтером
„асть 23 - „то сказал ѕутин и как это правильно понимать
„асть 24 - — ƒнЄм ѕобеды!

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



Ipola   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 10 ћарта 2014 г. 18:28 (ссылка)
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 10 ћарта 2014 г. 18:35ссылка
“ы прости, € не читаю про ”краину. ”стала € от всего!
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 10 ћарта 2014 г. 18:38ссылка
Ёто твой выбор, почему ты передо мной-то извин€ешьс€?
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 10 ћарта 2014 г. 19:10ссылка
нет, об€сн€ю.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку